Родился 10.11.17 г. в деревне Ружбово Вологодской области в многодетной крестьянской семье. Русский. В 1930 г. окончил начальную сельскую школу в с. Покров. Затем учился в неполной средней школе в с. Абаканово. В 1931 г. поступил в Шухободскую профтехшколу, которую окончил с отличием в 1933 г. В качестве премии ему подарили весь изготовленный им во время практики инструмент. В январе 1934 г. был направлен в Ленинградскую школу строителей нового ученичества. С сентября того же года работал электромонтером в электроремонтной мастерской Ярославского шинного завода. Осенью 1936 г. по комсомольской путёвке поступил в Ярославский аэроклуб.
В РККА с ноября 1938 г. В октябре 1940 г. окончил Сталинградское военное авиационное училище. В училище освоил самолёты Р-5, УТИ-4, И-16.
Затем служил летчиком в 158-м иап ПВО[2] 5-й сад Ленинградского военного округа. Летал на И-16.
Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 г. Служил летчиком в 3-й эскадрилье 158-го истребительного авиаполка ПВО. Участвовал в обороне Ленинграда.
22.06.41 г. в 11.00 он совершил первый боевой вылет.
27.06.41 г. фашистский бомбардировщик таранил сослуживец Жукова младший лейтенант Харитонов.
28.06.41 г. совершил таран еще один летчик 158-го иап младший лейтенант Здоровцев.
29.06.41 г. младший лейтенант Жуков дежурил на аэродроме. В 5.40 над аэродромом показалось двенадцать вражеских бомбардировщиков Ju.88. В составе восьмёрки истребителей И-16 Жуков вылетел на перехват.
Стремительной атакой наши истребители нарушили строй вражеских самолётов. Те начали беспорядочно сбрасывать бомбы и разворачиваться на свою территорию. Но один бомбардировщик решил незаметно прорваться к аэродрому. Жуков устремился за ним.
Немецкий стрелок открыл огонь, но несколькими очередями советский лётчик заставил его замолчать. Следующей очередью он поджёг немецкий бомбардировщик, который задымил и стал снижаться. Жуков догнал его над Псковским озером в пятнадцати километрах западнее г. Остров. Он подошёл сзади на расстояние 50 метров и нажал на гашетку, но выстрелов не последовало — патроны кончились.
Тогда Жуков решил пойти на таран и бросил свой истребитель на врага. Но таранить не успел. Напуганный решительными действиями советского летчика, пилот «Юнкерса» резко снизился и врезался в озеро. Жуков сумел выровнять истребитель над самой водой. После чего вернулся на свой аэродром. Это был его третий боевой вылет.
Вспоминает генерал-майор авиации Покрышев: «Хорошо помню те дни… Наш полк тогда базировался недалеко от Пскова. Трудное было время. Едва улетала одна группа фашистских самолетов, как появлялась другая. Можете себе представить напряженность обстановки, если, например, двадцать восьмого июня летчики нашего полка участвовали в двадцати групповых воздушных боях. Так что в эти дни можно было увидеть всякие приемы. И не предусмотренные уставами — тоже. Как таран, например…
Михаил Жуков действовал с такой же смелостью и решительностью, как и его товарищи Степан Здоровцев и Петр Харитонов. Так же, как и они, когда вышли боеприпасы, бросился на врага, чтобы таранить его самолет, и поэтому его действия заслужили столь высокую оценку. Это равноценно броску на амбразуру дота. Бывало, что герои оставались живы, но от этого их подвиг не становился менее значительным.
Главный маршал авиации Новиков вспоминает: «Михаил Жуков преследовал своего врага… и настиг его только над Псковским озером… Бомбардировщик врезался в воду.
Подвиги ленинградских летчиков показали, что даже наша фактически еще необстрелянная молодежь не только не дрогнула перед опытным противником, но в первые же дни войны начала бить его. Это означало, что моральный фактор был и остался нашим верным союзником.
Через день или два после таранных ударов Здоровцева и Жукова я докладывал командующему войсками Северного фронта М.М. Попову[6] и А.А. Жданову о трех героях-однополчанах и предложил представить их к званию Героя Советского Союза.
В тот же день, только несколько позже, Жданов при мне позвонил в Москву и доложил И.В. Сталину о героях-ленинградцах. Сталин поддержал наше представление о награждении отличившихся летчиков. Никаких документов об этом в архивах не сохранилось, их просто не было. Разговор Жданова со Сталиным да телеграмма в Ставку заменили обычные наградные листы».
8.07.41 г. младшему лейтенанту Жукову Михаилу Петровичу было присвоено звание Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 542.
Поэт Василий Лебедев-Кумач, автор слов известной песни «Широка страна моя родная» и легендарного марша «Вставай, страна огромная», в эти дни написал стихи:
Здоровцев, Харитонов, Жуков!
Вас обнимает вся страна!
И все от дедов и до внуков,
Твердят родные имена.
Пусть множатся ряды героев,
Пусть в наши грозовые дни
Дерутся все, как эти трое,
И побеждают, как они!
Подвигу Жукова свои стихи посвятил и поэт Александр Прокофьев[10], автор слов известной песни «Товарищ»
Где б враг ни встретился в пути
И что б ни делал он,
Не дать уйти, не дать уйти —
Вот воинский закон.
Второй закон дала страна,
Как первый, он хорош:
Воздай за все врагу сполна,
Разбей и уничтожь!
И Жуков в воинском пути
Законы эти знал,
Настиг врага, не дал уйти —
И в озеро вогнал!
24.07.41 г. Жуков был принят в члены ВКП(б).
3.09.41 г. он сбил истребитель Bf.110 в паре.
22.10.41 г. около тридцати вражеских судов с пехотным десантом вышли на Ладогу, чтобы внезапным ударом захватить о. Сухо, расположенный в юго-восточной части озера и удерживаемый небольшим гарнизоном советских воинов. Захватом острова противник намеревался перерезать ладожскую коммуникацию и тем самым нарушить связь Ленинграда с восточными районами страны.
Получив по радио сообщение о вражеском десанте, командование Ленинградского фронта подняло в воздух несколько эскадрилий штурмовиков. Действия штурмовиков прикрывали истребители.
В течение получаса штурмовики утюжили фашистскую пехоту, бомбили вражеские суда. Семнадцать самоходных судов и барж были охвачены огнем. В воздушном бою было сбито более двадцати самолетов противника.
В этом бою лейтенант Жуков сбил один вражеский истребитель лично, а второй в группе. А, кроме того, сделал четыре захода на штурмовку вражеских судов и пехоты.
В конце 1941 г. он освоил истребитель P-40E.
3.12.41 г. возле м. Осиновец сбил два вражеских самолёта. А всего в этот день над «Дорогой жизни» летчики 158-го иап сбили 8 самолетов противника. За отличные действия при разгроме финского десанта на Ладожском озере лейтенант Жуков был награждён орденом Красного Знамени.
26.06.42 г. Жуков участвовал в отражении массированного налета на Волховскую ГЭС пятидесяти шести «Юнкерсов-88», девяти «Мессершмиттов-109» и трех «Мессершмиттов-110». Бой продолжался один час десять минут. Было сбито тринадцать фашистских самолетов.
12.01.43 г. командир звена 158-го иап старший лейтенант Жуков, прикрывая наземные войска, вступил в бой с девятью немецкими истребителями в районе посёлка Московская Дубровка. В ходе боя в бензобак его самолета попал снаряд и он взорвался.
Всего старший лейтенант Жуков совершил 263 боевых вылета, провел 66 воздушных боев, сбил 9 самолётов лично и 5 в группе.
20.01.43 г. он был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени посмертно.
Именем Героя были названы улицы в Ярославле и Череповце. Навечно зачислен в списки работников Ярославского шинного завода. В Ярославле и Абаканове были установлены его бюсты.
Герой Советского Союза (8.07.41). Награждён орденами Ленина, Красного Знамени и Отечественной войны 1-й степени.