Артемьев Фёдор Поликарпович — командир эскадрильи 24-го гвардейского авиационного полка (50-я авиационная дивизия, 6-й авиационный корпус, Авиация Дальнего Действия), гвардии капитан.
Родился 2 января 1914 года в поселке Ведерники (ныне не существует, на территории Ново-Ярославского нефтеперерабатывающего завода), Ярославской области в семье рабочего. Русский. В школе села Кресты окончил 8 классов, затем фабрично-заводское училище. Работал бригадиром прессовщиков, затем мастером на Ярославском шинном заводе. Без отрыва от производства окончил аэроклуб.
В 1938 году был призван в Красную Армию и направлен в летное училище. В 1940 году окончил Балашовскую военно-авиационную школу пилотов, служил летчиком в дальнебомбардировочной авиации. В 1941 году вступил в ВКП(б)/КПСС.
В действующей армии с июня 1941 года. На самолете ДБ-3 летал в разведку, бомбил фашистские колонны, фотографировал объекты противника. Уже в первый года войны за отличную фоторазведку фашистских военных объектов в Запорожье, Днепропетровске, Пятихатке награжден орденом Красного Знамени.
Летом 1942 года самолет Артемьева, прикрывавший командира эскадрильи от атак истребителей, первый раз был сбит в районе реки Дон. Летчик приземлился на оккуированной территории, переплыл Дон и вышел к своим. За участи в Сталинградской битве старший лейтенант Артемьев в январе 1943 года был награжден орденом Ленина. Весь 1943 год воевал на Кубани и в восточной части Крыма.
К февралю 1944 года командир эскадрильи 24-го гвардейского авиационного полка гвардии капитан Артемьев совершил 254 боевых вылета, из них – 51 днем, на разведку и бомбардировку важных военно-промышленных объектов в глубоком тылу противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1944 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии капитану Артемьеву Фёдору Поликарповичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (N 3521).
Всего за годы войны капитан Артемьев совершил 296 боевых вылетов. В результате бомбовых ударов было уничтожено 18 танков, 20 самолетов, 16 прожекторов, много другой боевой техники и живой силы врага. Трижды его самолет подбивали над целью, но высокое летное мастерство, мужество и воля летчика позволяли ему с честью выходить из трудных положений.
С сентября 1946 года майор Артемьев — в запасе. Жил в городе Ростове-на-Дону. Скончался 12 февраля 1991 года.
Награжден двумя орденами Ленина, орденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, медалями.
Имя Героя увековечено на мемориальной доске, установленной на здании Ярославского аэроклуба.
Из воспоминаний Главного маршала авиации А. Е. Голованова
Давайте с вами посмотрим боевые дела некоторых из наших Героев. Каким опытом, какими знаниями обладали они, заслужив высшие награды Родины?
Возьмем, к примеру, командира эскадрильи 24-го гвардейского авиаполка гвардии капитана Федора Поликарповича Артемьева. К февралю 1944 года он совершил 254 боевых вылета. Что же это были за боевые вылеты? Какой опыт, какие знания дали они ему, чтобы он мог командовать эскадрильей, учить подчиненный ему личный состав, как нужно воевать?
В наградном листе фиксируются лишь факты без их подробного описания. Вот что записано в наградном листе Артемьева: 51 боевой вылет Федор Поликарпович совершил днем, однажды в воздушном бою был тяжело ранен, но привел самолет на свой аэродром и благополучно произвел посадку. Более 30 раз летал на разведку по глубоким тылам противника с задачей фотографирования и успешно выполнял поставленные перед ним задачи. При полетах в дневных условиях, выполняя боевые задачи, не раз подвергался атакам немецких истребителей. Так, в районе Житомира был атакован тремя истребителями. Несмотря на численное превосходство противника, экипаж Артемьева задание выполнил. В воздушном бою был сбит один истребитель противника, еще один сильно поврежден. Однако и стрелок-радист из состава экипажа получил тяжелое ранение. Самолет получил большое количество пробоин, но был приведен на свой аэродром. В другой раз, выполняя задание по уничтожению скопления войск и техники в районе Белой Церкви, самолет Артемьева был подбит истребителем противника и загорелся в воздухе. Перетянув линию фронта, летчик посадил горящую машину в расположении своих войск. В один из своих дневных боевых вылетов экипаж выполнял задание по разведке войск противника в районе Кировограда. В момент выполнения этого задания был атакован пятью истребителями противника! В завязавшемся бою два истребителя были сбиты, но и самолет оказался сильно поврежденным, стрелок-радист убит, а воздушный стрелок тяжело ранен… Самолет из-за сильных повреждений становился все более и более трудноуправляем. Однако, проявив все свое умение, Артемьев дотянул до линии фронта и благополучно посадил машину у своих. 28 раз пришлось экипажу Артемьева вести воздушные бои с истребителями противника, в которых девять истребителей было сбито.
203 боевых вылета Ф. П. Артемьев совершил ночью. Их тоже подробно описать здесь невозможно. В двух из них, в налетах на крымские аэродромы Сарабуз и Саки, нашими бомбардировщиками было уничтожено, по полученным данным, в первом налете 72 самолета противника, а во втором 100 самолетов.
Штурман Артемьева, Владимир Андреевич Вязовский, непременный участник подавляющего большинства боевых вылетов своего командира, также получил звание Героя Советского Союза.
Биографию подготовил Сергей Каргапольцев